Особенности франчайзинга в России

 

Франчайзинг — это форма ведения бизнеса, когда компания-франчайзер, создавшая в свое время какой-либо бизнес (процессы, технологии, маркетинг и т. д.) и имеющая популярную торговую марку, продает право использования своей модели бизнеса и торговой марки партнерам-франчайзи. В России этот формат предпринимательства начал развиваться в начале 90-х годов, в западных же странах он работает примерно полтора века.

 

Франчайзинг в России набрал неплохие обороты. Правообладатели торговых марок объединились в Российскую ассоциацию франчайзинга (РАФ), которая стала неким координирующим центром, правым и информационным оператором на рынке франчайзинга. По данным РАФ, в нашей стране работают несколько десятков тысяч франчайзинговых компаний.

Однако несмотря высокие темпы роста российского франчайзинга, у него есть свои проблемы и особенности. В России довольно скудная правовая база франчайзинга, отсутствует единая система стандартов осуществления франчайзинговой деятельности, весьма низок уровень уважения интеллектуальной собственности, имеет место слабое знание его основ представителями малого бизнеса. Даже сам термин «франчайзинг» вряд ли знаком большинству предпринимателей, не говоря об остальных категориях населения. Существуют также проблемы с финансированием (кредитованием) франчайзи.

В отличие от США, где лидирующие позиции в сфере франчайзинга занимают компании В2В и фаст-фуда, в России наибольшую популярность получили предприятия розничной торговли, питания и бытового обслуживания. При этом, согласно прогнозам экспертов, самой перспективной отраслью франчайзинга на сегодняшний день является недорогой фаст-фуд: все больше людей начинает регулярно питаться вне дома, и, естественно, хочется найти доступное по деньгам заведение.

Российские франчайзеры используют как отечественные, так и зарубежные франшизы. Наиболее известным и даже в своем роде легендарным из зарубежных франчайзеров является McDonald's. Следует отметить, что иностранные компании, которые соглашаются работать с франчайзи в России, устанавливают последним достаточно жесткие условия работы, что замедляет развитие цивилизованной франчайзинговой системы отношений.

Тем не менее, несмотря на вышеописанные проблемы, у российского франчайзинга вырисовываются неплохие перспективы. Растет количество предпринимателей, которые намерены получать прибыль, осуществляя свою деятельность под известным брендом. Если законодательная база будет совершенствоваться, грамотность населения расти, а система финансовой поддержки франчайзинга развиваться, то Россия и впредь по темпам роста этой формы ведения бизнеса будет впереди многих стран мира.

Остались вопросы?
Задайте их менеджеру
© 2008—2016 Франшиза Про г. Москва, ул. Ремизова, д. 8
Продажа франшизы
производства химии